+7 (7232) 70-02-44
+7 (7232) 75-42-12
Рекомендации по подготовке к научным соревнованиям школьников
22 Сен, 09:23

Ежегодно, начиная с 1999 года, республиканские научные соревнования школьников проводятся по теме: «Модели экономического и социального развития Казахстана в свете стратегии «Казахстан -2030» по следующим направлениям:cut

1.     Научно-технический прогресс – как ключевое звено экономического роста:

Секции: физика, техника, науки о Земле и Космосе.

2.     Математическое моделирование экономических и социальных процессов:

Секции: математика, прикладная математика, экономика, информатика.

3.     Здоровая природная среда-основа реализации стратегии «Казахстан-2030»:

Секции: биология, химия, охрана окружающей среды и здоровья человека.

4.     Исторические памятники Казахстана и перспективные туристические маршруты:

Секции: история, краеведение, этнокультуроведение, литература, языкознание.

Научное общество учащихся развивает интерес талантливой молодежи к науке, формирует навыки проведения научных исследований, что в итоге содействует формированию интеллектуального потенциала Республики Казахстан. РНПЦ «Дарын» рекомендует приоритетные направления научных исследований в соответствии с направлением работы Академии наук по реалезации республиканских целевых программ, сформированных со Стратегией «Казахстан - 2030». Приоритетные направления научных исследований познакомят вас с проблемами, решаемыми старшими поколениями ученых, помогут в выборе актуальной научной темы и будут содействовать взаимосвязи поколений.

 

Перечень приоритетных направлений

В области физико-математических наук

I

Теоретические проблемы математики, информатики и управления

II

Теоретические проблемы механики и машиноведения

III

Физика космических тел и их систем: взаимодействие и эволюция

IV

Физика конденсированных, газообразных средств и проблемы материаловедения

V

Физика ядра, элементарных частиц. Теоретическая физика

VI

Проблемы дистанционного зондирования и космических технологии

В области химико-технологических наук

VII

Создание эколого чистых каталитических и электрохимических процессов переработки природных ресурсов и новых  возобновляемых источников энергии

VIII

Комплексная переработка углеводороного и минерального сырья Казахстана. Новые материалы и вещества с заданными свойствами. Новые химико-аналитические системы.

IX

Создание новых мономеров, полимеров и высокоэффективных биологический активных веществ синтетического и природного происхождения.

X

Научные основы  полвшения энергоэффективности и  улучшения экологических характеристик производства электроэнергии и тепла. Процессы горения как основа теплопроихводства и получения новых материалов и веществ

В области биологических и медицинских наук

XI

Проблемы сохранения и сбалансированного использования биологического разновобразия и почвенных ресурсов.

XII

Физиолого-генетические основы резистентности, продуктивности и  использования организмов. Геном и механизмы реализации наследственной информации. Нуклеиновые кислоты и белки

XIII

Проблемы здоровья человека: новые методы профилактики, диагностики и лечения наиболее тяжелых заболеваний и последствий ядерных испытаний; разработка научных основ рационального питания уязвимых групп населения

В области наук о Земле

XIV

Научные проблемы геологии, комплексного освоения и переработки минеральных ресурсов

XV

Водные ресурсы, научные проблемы гидрогеологии и географии

XVI

Сейсмичность и сейсмобезопасность Казахстана

В области общественных и гуманитраных наук

XVII

Возрождение национальной культуры и духовности в новой парадигме  гуманистических ценностей 21 века. Теория, методология и социология реформирования образования. Становление творческой личности

XVII

   I

Исторический опыт государственного, политического и социокультурного развития Казахстана в контексте цивилизованного процесса и  современность. Социально-прогнозирующая роль исторической науки

XIX

Становление гражданского общества и построение правового государства в суверенном Казахстане: теоретические, научно-методологические и прикладные аспекты

XX

Теория и практика формирования рыночных отношений, Казахстанская модель экономического и научно-технологического роста: экономические, социальные и экологические проблемы

XXI

Эволюция открытых систем (междисциплинарное)

 

ПРАВИЛА

проведения научных соревнований по общеобразовательным предметам

 

1.  Общие положения

1. Республиканские научные соревноваия по общеобразовательным предметам (далее-соревнования) международная соревнования по науке и технике Intel International Science and Engineering Fair (далее - Іntel ISEF))проводится ежегодно Министерством образования инауки Республики Казахстан (далее - Министерство).

2. Основными целями и задачами Соревнований являются:

 1) стимулирование научно-исследовательской и учебно-познавательной деятельности учащихся; 

 2) повышение престижности умственного труда;

 3) отбор и поддержка наиболее талантливых и одаренных юных исследователей;

 4) содействие формированию интеллектуального потенциала Республики Казахстан.

3. Соревнования проводятся в четыре этапа:

 1) первый этап – школьный, проводится в организациях образования реализующих общеобразовательные учебные программы;

 2) второй этап - областной (соревнования организаций образования  городов Астаны и Алматы республиканских школ приравниваются по статусу к областным соревнованиям);

 3) третий этап - отборочный, проводится в два тура. Первый тур – тестирование по профилирующему предмету, Второй тур – предварительная экспертиза проекта.

 4) четвертый (заключительный) этап - республиканский.

4. Сроки проведения первого этапа Соревнований определяются приказом областных, городов Астана и Алматы департаментов образования. Второй-четвертый этапы научных соревнований проводятся в сроки, установленные приказом Министра образовании и науки Республики Казахстан (далее-Министр). Научные соревнования проводится по перечню предметов согласно приложению 1 к настоящим Правилам.

 

   2.  Участники научных соревнований 

5. На первом этапе научных соревнований могут принимать участие учащиеся 8-11 классов, по представлению научных обществ учащиеся или научного руководителя.

Исследовательскую работу могут выполнять не более двух учащихся.

6. На втором этапе соревнований принимают участие призеры первого этапа, которые предоставляют работы с отзывом научного руководителя и сопроводительными документами (заявка, отчет школы, журналы  исследований).

7. Претендентами на участие в третьем (отборочном) этапе Соревнований могут быть призеры областных, городов Астана и Алматы и республиканских школ соревнований научных проектов, а также победители научно-практических конференций Малой Академии наук, республиканской школы «Жас ғалым» - не более одного проекта по каждой секции.

8. После экспертизы исследовательских работ, представленных на отборочный этап соответственно требованиям, изложенным в настоящих Правилах, экспертная комиссия определяет по каждой секции участников четвертого этапа научных соревнования.

3.  Экспертная комиссия соревнований

9. В состав экспертной комиссии каждой секции входят не менее пяти ученых (специалистов) по данному направлению науки. Состав комиссии утверждается приказом руководителя организации образования, организующей соответствующий этап научных соревнований.

10. Комиссия отборочного этапа, рассмотрев исследовательские работы по критериям оценки указанным в приложении 2 к настоящим Правилам, рецензирует каждый проект и определяет участников республиканского этапа.

 

4.  Проведение третьих, четвертых  этапов  

научных соревнований

11. Третий этап проводится в два тура:

первый тур-тестирование по профилирующему предмету. Для призеров областных, городов Астана и Алматы Соревнований, после объявления итогов второго этапа, проводится тестирование по профилирующему предмету, по программе углубленного изучения данного предмета соответственно классу и секции (приложение 3 к настоящим Правилам);

Тесты, составленные методическим советом, включают 60 вопросов    (120 баллов), на выполнение которых отводится  2 астрономических часа.

К предварительной экспертизе допускаются только те исследовательские работы, авторы которых набрали не менее 50% баллов от общего количества баллов за тестирование. При подведении итогов отборочного этапа баллы за тестирование не суммируются.

Для командных работ проходным баллом является среднеарифметическое количество баллов, набранных авторами работы.

Второй тур - предварительная экспертиза работ, которая проводится экспертной комиссией отборочного этапа.

12. Список участников четвертого этапа утверждается Министерством и доводится до сведения областных, городов Астана, Алматы департаментов образования в течение трех дней после утверждения.

Апелляция по итогам отборочного этапа не проводится.

13. Четвертый этап - защита исследовательской работы и представление стендового материала, оформленных согласно требованиям главы 6 настоящих Правил. Во время защиты работы автору (соавторам) работы предоставляется 10-15 минут для доклада.

Итоги Соревнований подводятся с учетом баллов, полученных на предварительной экспертизе работы.

После республиканского этапа апелляция не проводится.

 

5. Требования к оформлению исследовательской работы,  

предоставляемые на Соревнования 

 14. На Соревнования могут быть представлены работы: 

1) освещающие факты, события, явления и отдельные, неизвестные ранее стороны в данной области науки;

2) представляющие конструкции аппаратов, моделей и приборов, вносящих новое в решение практических задач, содействующие совершенствованию школьных экспериментов, рационализации производственных процессов;

3) компьютерные модели и проекты с экономическо-юридическим обоснованием, направленные на решение социально-экономических проблем;

4) не допускаются к участию в соревнованиях работы с использованием аппаратуры, доступ к которой не разрешен для несовершеннолетних, где имеются эксперименты  с жестоким обращением с животными и в которых используются вредные для здоровья людей и животных вещества (токсичные, радиоактивные, неизученные биологически активные соединения, обладающие канцерогенным и мутагенным действиями; вещества патогенные или условно патогенные для человека и животных; микроорганизмы, вирусы, алкоголь, табак);

5) не допускаются к участию в Соревнованиях работы, которые ранее рассматривались и защищались на республиканских соревнованиях.

15. Требования к оформлению исследовательской работы:

 1) текст работы должен быть отпечатан на компьютере и содержать:

 титульный лист;

 оглавление;

 абстракт (аннотацию) на казахском или русском языке (в зависимости от того, на каком языке написан исследовательская работа), а также на английском языке;

 введение;

 исследовательскую часть;

 заключение;

 список использованной литературы;

 2) на титульном листе указываются:

 полное наименование организации, где выполнена работа, город, школа;

 фамилия, имя автора (соавтора), класс;

 название работы;

 направление, по которому подготовлена работа, секция;

 фамилия, имя, отчество руководителя;

 город (где проводится соревнование), год;

 3) абстракт (аннотация)  (не более 250 слов) должен отражать краткое содержание работы, включая:

 цель исследования;

 гипотезу;

 этапы, процедуру исследования;

 методику эксперимента;

 новизну исследования и степень самостоятельности;

 результаты работы и выводы;

 области практического использования результатов;

 4) во введении (не более 2-х страниц) приводятся: актуальность выбранной темы исследований, цель (задача) данной работы; кратко указываются методы решения поставленной задачи;

 5) исследовательская часть работы (не более 20 страниц) может состоять из отдельных глав (параграфов) и содержать:

аналитический обзор известных результатов по выбранной теме, позволяющий увидеть необходимость проведения данной работы и сформулировать ее цель (задачу);

 описание методов решения поставленной задачи;

 результаты работы и их обсуждение;

 иллюстративный материал (чертежи, графики, фотографии, рисунки.);

 6) ссылки на использованную литературу следует давать в квадратных скобках. Нумерация должна быть последовательной, по мере появления ссылок в тексте;

7) заключение (не более 1 страницы) содержит основные результаты работы и сделанные на их основании выводы, рекомендации по использованию результатов работы в научных и практических целях;

8) использованная литература приводится в конце работы общим списком в следующем порядке:

 фамилия и инициалы автора,

 название статьи и журнала (для журнальных статей),

 название журнала, книги,

 место издания и издательство (для книг),

 год издания, номер выпуска, страницы;

 9) каждая работа должна сопровождаться отзывом руководителя, в котором отражается актуальность выбранной темы, личный вклад автора в работу, недостатки работы и рекомендации по дальнейшему использованию результатов;

10) к четвертому этапу Соревнований рекомендуется подготовить демонстрационный материал (к докладу) для размещения на стенде размером 135х125 квадратных сантиметров.

16. Требования к оформлению стенда:

в верхней части стенда по горизонтали необходимо поместить абстракт, имя участника, возраст, название школы, города, области;

материалы стенда должны отражать содержание работы, быть эстетично оформленными, включать графики, фотографии, рисунки, диаграммы, которые должны быть пронумерованы, выводы;

при подготовке содержания основное внимание должно быть уделено представлению результатов, полученных автором проекта.

17. Научный руководитель обеспечивает достоверность и корректность полученных результатов, то, что работа не содержит результатов, переписанных из дипломных работ, магистерских и кандидатских диссертаций, отчетов научных коллективов. Учащиеся должен выполнить посильную работу, приобретая новые знания и навыки самостоятельной исследовательской деятельности.

 

6. Награждение победителей

18. Призеры областных соревнований и городов Астана и Алматы награждаются дипломами первой степени, второй, третьей степени на основании приказа областных и городов Астана, Алматы департаментов образования.

19. На четвертом этапе Соревнований дипломами первой, второй, третьей степени и медалями награждаются не более шести лучших проектов по каждой секции на основании приказа Министра.

  

Список профилирующих предметов для проведения тестирования

 

Секция

Тестирование по профилирующему предмету

Физика

Физика

Техника

Физика

Науки о Земле и Космосе

Физика

Математика

Математика

Прикладная математика

Математика

Экономика

Математика

Информатика

Математика и информатика

Биология

Биология

Химия

Химия

Охрана окружающей среды и здоровья человека

Биология

История

История

Литература

Литература

Языкознание

Казахский или русский язык

Краеведение

История и география

Этнокультуроведение

История и литература

 

Документы предоставляемые на отборочный тур областного этапа республиканских научных соревнований школьников:

 1.     Заявка на участие в отборочным туре областного этапа республиканских  научных соревнованиях школьников (оригинал).

2.     Протоколы по секциям о проведении районного (городского) тура научных проектов (оригинал).

3.     Научные проекты учащихся, оформленные в соответствии с выше указанными требованиями.